Справочная информация

     

    Совместные действия с флотом

    Немцы попытались использовать дирижабли и во время лунных ночей, но практика показала, что огромные цеппелины слишком заметны. Флот выяснил этот факт во время тренировочных полетов над своими базами, а у армии экзаменаторами выступили французские артиллеристы.

    Морские дирижабли, руководимые умелой рукой Штрассера, оказывали флоту неоценимую помощь. Достигнутое в процессе многочисленных совместных морских тактических учений образцовое взаимодействие с флотским командованием позволило Дивизиону воздушных кораблей максимально использовать свой потенциал во время морских операций.
    Уступая в количественном и качественном отношении флоту Англии, немцы отличались большей агрессивностью и постоянно совершали малыми силами беспокоящие набеги в территориальные воды метрополии. Одновременно флот Открытого моря кайзера Вильгельма II постоянно искал возможности сразиться с Гранд-Флитом Англии.


    24 апреля 1916 года адмирал Шеер решил вывести свой флот в море и попытаться выманить главные силы противника из своих баз. Шеер надеялся добиться этого путем обстрела прибрежных городов Англии Ярмута и Лоустофта и ночным воздушным налетом цеппелинов. Эти нападения должны были вынудить противника к мерам противодействия, в результате которых германскому флоту представился бы случай для атаки. Для воздушного налета привлекли восемь новейших воздушных кораблей, а трем более старым было приказано на второй день операции производить разведку в тылу флота.


    Выход всего флота состоялся в полдень 24 апреля, одновременно вылетели воздушные корабли. Флот направился сперва южным проходом через минные заграждения у острова Нордернай, а затем севернее поставленного англичанами заграждения и вне видимости с голландских берегов — в Хафден. Обстрел было намечено произвести на рассвете; он должен был продолжаться около 30 минут. Неприятной помехой для операции явилось полученное в 16.00 донесение командующего разведывательными кораблями, контрадмирала Бедикера, о подрыве на мине его флагманского корабля, линейного крейсера «Зейдлиц». Крейсера, шедшие в кильватер «Зейдлицу», после взрыва, чтобы не попасть на мины, довернули последовательно на обратный курс в ожидании дальнейших распоряжений. «Зейдлиц» получил приказ возвращаться и, охраняемый на обратном пути двумя миноносцами и воздушным кораблем L-7, благополучно достиг своей базы.


    Из-за этого происшествия пропала надежда, что удастся внезапно напасть на Ярмут и Лоустофт, но не было никаких оснований отказываться от обстрела. В дальнейшем можно было положиться на воздушную разведку и продолжать операцию. Незадолго до рассвета пришли донесения от воздушных кораблей о результатах произведенного налета. Дирижаблям пришлось бороться с сильным ветром, а над сушей они столкнулись с неблагоприятными условиями видимости и были встречены сильным зенитным огнем. Шесть цеппелинов, принимавших участие в налете, атаковали Норвич, Линкольн, Гарвич и Ипсвич, позже их обстреляли сторожевые корабли. Однако все они остались невредимыми и находились теперь на пути к дому. В налете отличился L-17, который бомбами заставил замолчать береговые батареи противника в Ипсвиче и Норвиче. В этом бою принимали участие также L-21 и L-23, последний при этом бомбардировал в Гарвиче базу английских крейсеров.


    В 5.00 немецкие линейные крейсера приблизились к берегу у Лоустофта и адмирал Бедикер приступил к обстрелу города. После этого корабли легли на курс северо-запад, чтобы атаковать Ярмут, а затем — корабли, замеченные крейсером «Росток»: четыре современных легких крейсера и около двенадцати эскадренных миноносцев. Но как только противник заметил немецкие линейные крейсера, он тотчас отвернул и пошел полным ходом на юг. Во время обстрела городов легкий крейсер «Франкфурт» потопил артиллерийским огнем вооруженное сторожевое судно, а флагманский миноносец IV флотилии, G-41, уничтожил другое судно и взял в плен его экипаж. По показаниям пленных, им оказался знаменитый «Кинг Стефан», экипаж которого стал равнодушным свидетелем гибели команды воздушного корабля L-19. В 5.30 с L-9, находившегося в юго-западном направлении, было получено сообщение, что его преследуют самолеты. Когда он вскоре показался в пределах видимости флота, самолеты развернулись и ушли. Одновременно к кораблям подошли L-11 и L-23. На запрос о местонахождении противника они ничего не могли сообщить, и Шеер решил вернуться на базу.


    По условиям погоды в начале мая удалось возобновить воздушные налеты на Англию. Но этот период не был таким продолжительным, как в апреле, когда метеоусловия были исключительно благоприятными. В ночь на 2 мая была предпринята попытка нанести удар по Шотландии. В путь вышли L-11, L-13, L-14, L-16, L-17, L-20, L-21 и L-23. Успешно отбомбившись, корабли вернулись домой. Не повезло лишь L-20. Сильный юго-западный ветер и отказ моторов не позволили кораблю возвратиться к немецкому берегу. Командир направился в сторону Норвегии, где и посадил свой поврежденный корабль близ Иедерен, экипаж был интернирован.


    Налеты, особенно на Англию, становились все труднее, так как англичане значительно усилили ПВО и хорошо организованная служба оповещения своевременно информировала Лондон о вылете немецких дирижаблей. Уже у берегов Соединенного Королевства они попадали под сильный обстрел зенитной артиллерии, а самолеты обычно уже ждали их в воздухе. На всех угрожающих направлениях размещалось большое количество прожекторов, причем многие города окружало несколько поясов прожекторных установок, расположенных попарно. Для того чтобы долететь до своей цели, дирижаблю следовало пересечь это световое заграждение, и как только прожекторам удавалось его обнаружить, они старались удерживать корабль на всем его дальнейшем пути, обеспечивая зенитным батареям и самолетам-перехватчикам хорошие условия для атаки. Кроме того, цеппелины преследовали зенитные установки, закрепленные на автомобилях. Еще труднее был обратный путь, так как англичане стремились устроить настоящую завесу из самолетов вдоль побережья у Дюнкерка. Учитывая все это, единственным спасением для дирижабля являлся подъем на большую высоту.

    В деятельности воздушных кораблей наступил перерыв, так как ночи стали короткими и недостаточно темными, чтобы под их покровом продолжать совершать налеты в условиях усилившейся противовоздушной обороны.

    Это время было использовано для увеличения объема семи армейских дирижаблей (LZ-81, LZ-85, LZ-86, LZ-87, LZ-88, LZ-90, LZ-93) с 31 900 до 35 800 куб. м посредством удлинения корпуса. Два цеппелина были предоставлены флоту для разведывательной службы в Балтийском море. Остальные корабли нацелены на бомбардировку и разведку стратегических объектов в районе Булони и Кале.

    В летнее время Дивизион воздушных кораблей использовался флотом для разведки в Северном море, столь необходимой при выполнении намеченных операций.

    Обстрел английского побережья, предпринятый немецкими кораблями 25 апреля, вновь взбудоражил все Соединенное Королевство. Дерзкие рейды немцев к берегам Англии и медлительность Гранд-флита вызвали крайнее раздражение общественности, поэтому первый лорд Адмиралтейства Бальфур был вынужден заявить, что если германские корабли снова покажутся у берегов Британии, он примет все меры, чтобы их строго наказать.
    Шееру тут же очень захотелось посмотреть, чем это закончится. А завершилось все Ютландским боем.

    Содержание