Боевая работа армейских дирижаблей
Постепенно сложилось так, что основная тяжесть борьбы над Западным фронтом, Северным морем и Англией легла на морское воздухоплавание. Армия сосредоточила свою активность на Восточном фронте, против России, и на Балканах. После постройки эллинга около Темешвара в конце 1915 года дирижабли получили возможность действовать на Балканском полуострове. LZ-81 проявил себя тем, что в короткий срок доставил одного дипломата с важными политическими поручениями в Болгарию и обратно. 31 января, 17 марта и 1 мая 1916 года цеппелин LZ-85 бомбардировал греческий порт Солоники, но в мае противовоздушная оборона города смогла положить конец этим налетам, сбив немецкий дирижабль.
Интересно познакомиться с боевой работой немецких дирижаблей в России, которая значительно отличалась по своему характеру от того, что происходило в Англии, где на небольшой территории были сосредоточены большие силы ПВО. В России, с ее громадными пространствами, растянутым фронтом, отсутствием сплошной линии обороны, неразвитой системой ПВО, технически отсталой армией и вооружением, условия для деятельности немецких дирижаблей были совсем другие. На Восточном фронте воздушные корабли неоднократно применялись для разведки стратегических объектов противника. Условия для выполнения разведывательных полетов здесь были несравненно благоприятнее, чем на Западе, так как средства воздушной обороны в тылу русских войск практически отсутствовали.
Всю боевую работу цеппелинов на русском фронте можно условно разбить на несколько театров военных действий: Черное море, сухопутный театр (Австро-Венгерский и Германский фронт), операции против Петрограда и Балтийское море.
Основная цель боевых действий цеппелинов на Черном море — препятствовать поставкам сырья из России через Дарданеллы странам Антанты. Путь через Мурманск был небезопасен из-за активной деятельности в этом районе немецких подводных лодок, которые заходили даже в Белое море. Частными задачами, которые выполняли в акватории Черного моря воздушные корабли, являлись: обеспечение поставок каменного угля из Зонгулдака и окрестных портов в Константинополь; разведывательная работа в интересах военных кораблей «Гебен» и «Бреслау» и разведка минных полей, установленных русскими перед Босфором; бомбардировка главной базы военно-морского флота России Севастополя, порта Батуми и попутные нападения на Румынию.
Основной базой немецких дирижаблей для работы на Черном море стал небольшой болгарский городок Ямбол. Эта база была оборудована эллингом, газодобывающим заводом, электростанцией, радиостанцией и радиопеленгаторной установкой, а также метеостанцией.
Одним из первых к ведению боевых действий был привлечен дирижабль SL-10. В июле 1916 года намечалась его совместная работа с подводной лодкой, которая должна была контролировать передвижение русского флота в районе Севастополя. Дирижаблю ставилась задача нападать на корабли флота и бомбардировать город и саму базу. 2 июля SL-10 совершил первый боевой вылет, но, застигнутый плохой погодой в районе Алушты, повернул домой. К тому же стали барахлить двигатели. На обратном пути SL-10 наткнулся на русские корабли, однако по неизвестной причине не стал их бомбить. 27 июля дирижабль вылетел для бомбардировки Севастополя и Батуми с запасом горючего на 24 часа в свой последний полет. Последняя радиограмма с борта корабля говорила о том, что он не может бороться с ветром, скорость которого достигала 30 м/с (максимальная собственная скорость дирижабля не превышала 25 м/с).
Вместо потерянного SL-10 в Ямбол был направлен LZ-101, который имел такую же скорость, как и его предшественник, поэтому он не решался уходить далеко в море и был преимущественно сориентирован на боевую работу в Румынии.
27 августа 1916 года Румыния вступила в войну. В эту же ночь Бухарест подвергся бомбардировке, которую выполнил LZ-101, вывалив на город 1800 кг бомб. Так, уже в первые же сутки после вступления в войну на стороне Антанты жители румынской столицы столкнулись с ужасной реальностью военных действий. В последующих налетах на Бухарест принимал участие и LZ-81, однако уже в октябре он был сбит. Далее LZ-101 отбомбился по городу Фетешти и ряду румынских железнодорожных узлов в северных и северо-восточных районах, а также атаковал крепости Пости, Чиулинта и гавань в Галаце. Весной 1917 года LZ-101 совершил налеты на Митинену, Яссы и Одессу. Он же бомбил базу флота Мудрое на острове Лемнос.
Гораздо интенсивнее развернулись действия немецких дирижаблей на сухопутном театре военных действий. Первые 2 дирижабля — Z-V и Z-IV — были приданы армии Гинденбурга. Первый из них 7-8 августа 1914 года произвел из Кенигсберга, где он базировался, разведку района Вроцлав — Плоцк — Кутно — Лодзь, а 11 и 12 августа повторил ее. В последнем полете дирижабль был обстрелян русскими, а затем и германскими войсками и получил значительные повреждения. Однако он доставил в штаб ценные сведения о концентрации войск в районе Новогеоргиевска. Воздушный корабль произвел также бомбардировку железнодорожного узла Млава и разогнал своим огнем и бомбами казачий полк, который готовился к атаке. Z-V также совершил большое количество ночных разведывательных полетов в район Осовца и Шавлей, доставляя в штаб Восточного фронта большое количество ценной информации о противнике.
В одном из последующих полетов дирижабль был серьезно поврежден шрапнельным огнем, потерял много водорода и совершил вынужденную посадку около Липовца. Экипаж был взят в плен при попытке уничтожить дирижабль.
Второй цеппелин, Z-IV, выполнил ряд дерзких налетов из Познани на скопления русских войск на малой высоте. Он неоднократно попадал под ружейный обстрел: из одного полета вернулся, имея около 300 пробоин.
Приведем красноречивое свидетельство боевой работы цеппелинов на Восточном фронте, оставленное генералом русской армии Ренненкампфом.
«Когда мы вошли в Восточную Пруссию в августе 1914 года, неприятельская авиация проявляла себя столь незначительно, что к сегодняшнему дню о ней не сохранилось почти никаких воспоминаний. Зато господство в воздухе германских воздушных кораблей запомнилось крепко.
Впервые о том, что несет с собой цеппелин, мы узнали в ночь на 23 августа, когда его бомба попала в бивак 110-го пехотного Камского полка и вывела из строя убитыми и ранеными сразу 17 человек. Другой раз цеппелин в одном из своих ночных налетов на место расположения 1-й армии в городе Инстербурге сбросил несколько легких бомб в стоящий на восточной окраине города артиллерийский парк. Попадания пришлись в коновязь. На утро там можно было видеть 30 убитых лошадей с развороченными внутренностями.
В тот период при штабе 1-й армии имелся охранный отряд, состоящий из трех родов войск. Обычно на ночь от отряда выставлялось вокруг штаба со всех сторон охранение. Сохранился один из приказов от 27 августа по одному отряду за № 164:
«Последние дни ночью и на рассвете над ночлегами войск появляется цеппелин, бросающий вниз бомбы. Предписываю частям, несущим службу охранения, открывать по неприятельскому воздушному кораблю ружейный и артиллерийский огонь. Батарея (или ее дежурная часть) должна постоянно иметь орудия, еще с вечера направленными в разные стороны, с врытыми в землю (ямы) хоботами и поднятыми дулами, насколько возможно. С приближением неприятельского воздушного корабля немедленно тушить все огни. На биваках (по возможности) не располагаться открыто.
Командующий армией обещает Георгиевские кресты тем чинам, выстрелами которых будет спущен на землю неприятельский воздушный корабль, захвачен или уничтожен.
О возможности ночной стрельбы вверх по воздушному кораблю должны быть предупреждены все без исключения чины главной квартиры, охранного отряда и проходящие части.
Об изложенном объявляю по отряду для сведения и руководства. Начальник охранного отряда».
Потом была обещана денежная награда за сбитие цеппелина. Это привело к тому, что во время одного из ночных визитов германского воздушного корабля в Инстербурге на улице был замечен один из чинов армейского управления, стреляющий по цеппелину из... револьвера. Однако, несмотря на все это, ни один из кораблей в Восточной Пруссии над Инстербургом подбит не был. С другой стороны, за все время цеппелины не причинили штабу армии никакого вреда. Для борьбы с ними в воздухе мы тогда не располагали соответствующими воздушными силами. А между тем перед войной в составе войск Виленского округа числилась 4-я воздухоплавательная рота, расположенная в Ковно, 5-я воздухоплавательная рота в Гродно и 9-я воздухоплавательная рота в Лиде. В последней имелись воздушные корабли и, между прочим, дирижабль «Астра», полученный летом 1913 года. Мне удалось 31 августа того же года подняться на нем, причем он обратил на себя внимание крайней медлительностью и тем, что ни за что не брал высоты. Было ясно, что для военных целей он окажется непригодным».